Alexey Zavodskiy (alex_zavodskiy) wrote,
Alexey Zavodskiy
alex_zavodskiy

Elbrus Mountain Race. Подробный отчёт о соревнованиях!

На перевале Азау 3428 м.

За день до старта, а именно 31 июля, мы с моим напарником Ромой Просветовым прибыли в отель Озон в посёлок Эльбрус для того чтобы получить стартовые намера, проверить обязательное снаряжение, залить трек гонки в GPS и оставить вещи для заброски в северный лагерь.

Список обязательного снаряжения можно посмотреть тут: http://www.elbrusworldrace.com/ru/sorevnovaniya/sorevnovaniya-2013/spisok-snaryajeniya/

Карту гонки я уже показывал, но при желании посмотреть её можно тут: http://www.elbrusworldrace.com/ru/sorevnovaniya/sorevnovaniya-2013/karta-profil/elbrus-mountain-race/

О том как мне пришла идея участвовать в этой гонке и о том как я к ней готовился можно почитать пройдя по тегу: elbrus mountain race

Проверка снаряжения

Заливаем трек

После успешной регистрации мы отправились обратно в Терскол, а вечером в 19:00 снова вернулись в отель Озон на брифинг. Сперва брифинг мы хотели пропустить, но потом всё таки решили, что будет полезным послушать об особенностях трассы и могу сказать, что это было сделано не зря. Трасса была заявлена протяжённостью 105 км с суммарным набором высоты 4900 м., но на самом деле вышло немного больше - 113 км и 5150 м. суммарный набор, я сперва грешил на точность своего GPS, но у других команд получились примерно такие же цифры, плюс/минус километр, но обо всём по порядку.
После брифинга вернулись в Терскол и легли спать. Вообще хочу сказать, что волнение в этот предстартовый день присутствовало, тело понимало, что завтра его будут мучать по полной и оно нервничало:))

Утром 1 августа проснулись в 5 с копейками, позавтракали, собрались и отправились к базе ЦСКА возле которой нас должны были подобрать и отвезти к месту старта в посёлке Азау.
Высота точки старта 2350 м. Вообще наверное необходимо сказать пару слов о самой трассе. Старт в посёлке Азау, далее совсем немного вниз и подъём на перевал Азау 3428 м., крутой спуск с перевала и далее полого вниз до западного лагеря и далее до посёлка Хурзук 1471 м. От Хурзука начинается плавный набор высоты до 2716 м., и потом крутой подъём на перевал Балк-Баши 3714 м., спуск с перевала, далее адское место без тропы, по буеракам и ручьям, после выход на хорошую тропу и спуск к северному лагерю 2532 м. После лагеря небольшой спуск и подъём на перевал Северный Каракайский 2880 м., спуск с перевала и а5 подъём на перевал Кыртыкауш 3292, далее крутой спуск и выход на хорошую грунтовку, по которой уже двигаемся до финиша до посёлка Верхный Баксан. И того 4 перевала, два лагеря, 113 км за 31 час 59 минут 35 секунд. А теперь на старт!

Готовность номер один

Я на старте

Перед стартом нам раздали погран пропуска, КБР пропуска проверили сразу, а КЧР пропуска проверяли ещё трижды по ходу гонки.
Старт дали в 8:22 и все 8 команд дружно ринулись навстречу этой не простой гонке. Со старта побежали бегом, вниз к реке баксан и далее вдоль неё, я держался в голове группы, но спустя где-то 15 минут понял, что Рома отстаёт и я тоже сбросил темп, дождался его и мы пошли вместе. Рома счёл, что так быстро начинать не стоит, что лучше начать поспокойней, всё таки впереди ещё как минимум сутки в движении. Впереди нас оказалось 4 команды, мы шли пятыми. Добрались до брода через Баксан, брод оказался не такой уж и мелкий, ухнули почти по пояс в ледяную воду, хорошее начало, 30 минут в пути, а уже успели искупать:))

После брода начинается крутой подъём на перевал Азау, сперва по комням, а далее вышли на ледник. На выходе на ледник догнали команду в составе трёх человек (Сафронова Ирина, Абрамова Наталья, Соколов Александр), в последствии девчонки меня очень сильно удивили, но я не буду забегать вперёд:) Выход на ледник был достаточно крутой, снега в начале не было и по этому было весьма скользко, палки тут были очень кстати. Вообще у меня были сомнения насколько сильно необходимы палки в этой гонке, после этого перевала все сомнения остались в прошлом, а сейчас после того как пройдена вся гонка, я могу сказать, что без палок на старт лучше вообще не выходить.

Рома поднимается на перевал Азау

Наталья Абрамова

На перевал мы поднялись практически вместе с командой (Сафронова, Абрамова, Соколов), а спустившись с первой крутой части спуска, нас поджидали пограничники для проверки пропусков, когда мы спустились, то они проверяли пропуска у команды (Корсаков Владимир, Антонов Борис), после проверили у (Сафронова, Абрамова, Соколов) и затем очередь дошла до нас. Пока проверяли пропуска мы переоделись, солнце шпарило уже вовсю и мы одели короткие лосины и футболки. На спуске немного прозевали тропу и в результате пришлось спускаться по очень крутому склону, явно не там где надо.

Спустившись вниз к реке, сделали первый привал и перекусили.

После перекуса продолжили движение, но по мне, так мы двигались медленно, мне хотелось быстрее, вообще хочу сказать, что первую половину дистанции, около 50 км, мне постоянно не хватало скорости, я считал, что двигаться необходимо быстрей, но Рома считал иначе, он рассуждал, что дистанция очень длинна и что двигаться нужно максимально спокойно. В этом конечно есть здравое зерно, но всё таки я считаю, что на такой длинной дистанции время работает против гонщиков и что в свежем, не утомлённом состоянии, в светлое время дня надо стараться сделать максимальное количество километров, а потом когда накрывает усталость и утомление, то просто надо терпеть.

Но вернёмся к гонке.
Выйдя на относительно ровную местность мы стали работать в режиме кросс-похода, большую часть пути до Хурзука мы проделали в режиме 15 минут бега, 15 минут ходьбы, но были и более беговые участки - 15 бега, 10 ходьбы и даже 5 минут ходьбы. Пограничные пропуска КЧР у нас проверили ещё дважды, сперва нас встретил боец недалеко от КПП, так же с ним был человек от организаторов, который фиксировал время прохождения КПП. Примерно это был 20-ый километр пути и лидерам мы в этом месте проигрывали уже 58 минут, третьей команде проигрывали 36 минут, что говорит о том, что другие команды двигались значительно быстрее нас.

Следующая точка отметки времени и проверки пропусков находилась на 32-ом километре, там стояла погранзастава и находился западный лагерь гонки, на этой отметке мы проигрывали лидерам 1ч 08 минут, а третьей команде 44 минуты. Там мы сделали небольшой привал, перекусили, но задержались буквально на 5-10 минут и снова двинулись в путь.
Вообще западный лагер первыми прошли (Гаврилов Евгений, Давыдов Максим), но позже их поднакрыло и их догнали и обогнали (Корсаков, Антонов), а в последствии и (Сафронова, Абрамова, Соколов), но не буду забегать вперёд, пока лидерами шли (Гаврилов, Давыдов), вторыми - (Корсаков, Антонов), а третьи и четвёртые шли вместе, это были (Сафронова, Абрамова, Соколов) и (Шабалин, Степнов), пятыми шли мы.

На этом этапе гонки я чувствовал себя отлично, Рома в принципе тоже не плохо, но постоянно жаловался на головную боль, голова у него начала болеть ещё на первом перевале и отказывалась проходить даже не смотря на выпитый аспирин.
В режиме кросс-похода мы добрались до посёлка Хурзук, там трек поворачивает вправо и начинается плавный набор высоты, тут мы перешли на шаг и с бегом в этот день было покончено. Спустя какое-то время мы догнали команду (Сафронова, Абрамова, Соколов), они пристроились справо от дороге, отдыхали, что-то перекусывали, мы тоже остановились, что-то перекусили и пошли дальше. Буквально через пол часа мы остановились набрать воды из ручья и они нас снова догнали, но они тоже притормозили и мы снова оказались впереди. В этот момент мы шли четвёртыми, но это было не на долго:))
Следующую пятиминутную остановку мы сделали на 50-ом километре, к тому времени в пути мы были уже 9 часов 30 минут, в этот момент я впервые почувствовал, что потихоньку начинаю уставать, в первую очередь это сказывалось на ногах, ноги гудели уже прилично, особенно ступни. У Ромы по-прежнему болела голова.

Рома

Я

Грунтовка плавно набирала высоту, вечерело, а до северного лагеря было ещё пилить и пилить, но мы были ещё достаточно бодры и держали темп. На 60-ом километре мы остановились для того чтобы одеться, уже смеркалось и становилось прохладно, в этот момент нас догнала команда (Сафронова, Абрамова, Соколов), они не останавливаясь пошли выше, больше мы их не видели:)
Можно сказать, что с этого места начался подъём на перевал Балк-Баши 3714 м., мы нацепили фонари и начали подниматься вверх, где-то через 30 минут стемнело окончательно, плюс навалились низкие облака, видимость была минимальная. На перевал вёл затяжной подъём, крутой, но без каких либо проблем, тропа чёткая. Где-то на 3400 вышли на снег, ветер дул не сильный, но противный, было холодно, я одел ветровку и перчатки, но даже в перчатках руки подмерзали. По моим ощущением на перевал мы поднялись ещё достаточно легко, без каких либо сверх усилий, но вот когда начался спуск, то я почувствовал на сколько сильно я измотан, на перевале мы были в районе 23:00, это примерно, точно не помню.

Далее спуск по чёткой тропе, но вот когда мы уже спустились на относительно пологую часть, тропа куда-то делась и начались лазанья по каким-то буеракам, ручьям и откосам. Описать местность точнее я не могу, темень непроглядная, плюс облачность, в большинстве случаев видимость не превышала пяти метров. Позже пообщавшись с другими командами оказалось, что абсолютно все испытывали проблемы в этом месте.
Когда мой GPS зафиксировал расстояние в 72 км мы решили сделать очередной привал. Время в пути уже перевалило за 17 часов, в этот момент я понял, что сил осталось очень мало и что я с трудом могу двигаться дальше. До северного лагеря было заявлено 73 км, но глядя на карту на своём GPS можно было сделать вывод, что до него по меньшей мере километров 5 и прикидывая, что наша скорость в данный момент составляет не больше 3 км/ч, то можно было сделать вывод, что идти нам ещё около 2 часов. Эта цифра пугала, в этот момент мне не хотелось ничего кроме как добраться до лагеря и завалиться спать, но при этом я наслаждался, если тут применимо этот слово, остротой ощущений, глубиной усталости. У меня за плечами пара десятков лыжных марафонов, много сложных одиночных переходов по Гималаям, но мне кажется, что так сильно я ещё не уставал никогда:)))

Вскоре после этого привала мы вышли на нормальную тропу, а чуть позже на накатанную грунтовку, которая и привела нас в северный лагерь. Не вдаваясь в подробности, кто ушёл вперёд, а кто отдыхает в лагере, мы завалились спать!
Расстояние от старта до северного лагеря - 79 км.
Время - 18 часов 52 минуты.
Я адски устал.

Я проснулся через 2 часа, усталость в теле присутствовала, но в меру, вообще чувствовал себя на удивление не плохо. Чуть раньше меня проснулась команда (Шабалин, Степнов), они завтракали и потихоньку собирались выходить. Они рассказали мне, что за сколько-то километров до лагеря их обоша команда (Сафронова, Абрамова, Соколов), те шли в хорошем темпе и они не смогли идти с их скоростью. Команда (Сафронова, Абрамова, Соколов) прибыла в северный лагерь вместе с командой (Гаврилов, Давыдов) и если (Гаврилов, Давыдов) завалились спать, то (Сафронова, Абрамова, Соколов) передохнув в лагере совсем немного, пошли дальше, таким образом выйдя на вторую позицию, лидировали в тот момент (Корсаков, Антонов), эти ребята провели в лагере всего 23 минуты. Но признаться честно команда (Сафронова, Абрамова, Соколов) удивила меня больше всех, во-первых тройка передвигается медленнее двойки, во-вторых на 60-ом километре мы шли с ними вместе, а в лагере мы их даже не увидели, при этом мы просто валились с ног, а они пошли дальше практически без отдыха и в третьих, что удивляло меня больше всего, это то, что девушки в такой не простой, на мой взгляд, гонке могут показывать такие скорости!!!
В общем ночью, когда мы прибыли в лагерь, на дистанцию ушли две команды. Пока мы спали третьими ушла команда (Гаврилов, Давыдов) и вот утром, когда я проснулся, уходила четвёртая команд (Шабалин, Степнов).

Я проснулся, а Рома ещё спал, будить я его не стал, торопиться уже было некуда. Я вскипятил себе чаю и позавтракал. Проснулся Иван Кузьмин, директор и идейный лидер этих соревнований, я вкратце рассказал ему как проходила наша гонка, он в свою очередь рассказал мне как бегал свои. На самом деле я был далёк от подобных соревнований и не знал как вообще соревнуются спортсмены на приключенческих и мультигонках, но послушав Ивана, я понял, что мне до таких результатов ещё далеко, в моей голове пока что не укладывается, как можно соревноваться на протяжении 48 часов при этом не ложиться спать:)))
Пока мы болтали в лагерь прибыла шестая команда (Разяпкин, Медвецкий, Пилосьян), они шли всю ночь и ещё не ложились и как выяснилось  - не собираются. Они достали еду из заброски и стали готовить себе завтрак.

Команда
(Разяпкин, Медвецкий, Пилосьян) за завтраком, справа от них Иван Кузьмин

К тому времени прошло уже часа 2 после того как я проснулся и я пошёл будить Рому:)
Рома не горел энтузиазмом двигаться быстро и всё делал не спеша.

Рома завтракает

Пока Рома завтракал, а я собирался -  команда (Разяпкин, Медвецкий, Пилосьян) вышла на дистанцию, мы вышли в след за ними минут через 20-30. В этот момент мы шли шестыми:)

Впереди у нас ещё было 2 перевала и 34 километра пути. первый перевал  проскочили легко, во всяком случае по моим ощущениям, а вот второй перевал Кыртыкауш 3292 м., дался уже посложнее. На обеих перевалах в пределах видимости шла команда (Разяпкин, Медвецкий, Пилосьян) и мы к ним если и приближались, то не очень быстро.

Рома

Спустившись с последнего перевала вышли на хорошую грунтовку, тут мы сделали последний привал, на GPS застыла цыфра в 100 километров, до финиша оставалось 13 км. И все эти последние 13 километров мы пробежали бегом и в тот момент это мне казалось легче, чем если бы мы шли пешком. Пешком идти я уже не мог, а вот бежалось на удивление легко:) Где-то через 5 км мы стали настигать команду (Разяпкин, Медвецкий, Пилосьян) и мне было интересно, остались у ребят ещё ягоды в ягодицах, попробуют они пробежаться тоже или нет. И надо отдать должное, ребята заметив нас побежали тоже, но правда на долго их не хватило, где-то за 6 или 7 км до виниша мы их обогнали и стали уходить вперёд. На самом деле я не представляю, как бы я себя ощущал если ночь не ложился спать вообще, а ребята не просто двигались, а ещё и пробовали побороться:)
Финиш матерелизовался за поворотом как-то внезапно, но вы не представляете на сколько мы были ему рады!!!!
Позади 113 километров, которые мы преодолели за 31 час 59 минут  35 секунд и при этом заняли только пятое место!!!
Снимаю шляпу перед победителями и призёрами этой не простой гонки, ребята и девчата, вы сделаны из стали, нам есть к чему стремиться!

Протоколы:

1. «Урал – 100» (Корсаков Владимир, Антонов Борис) - 24 часа 10 минут 21 секунда
2. «Альпиндустрия» (Абрамова Наталья, Сафронова Ирина, Соколов Александр) - 25 часов 27 минут 28 секунд
3. «RunLab» (Давыдов Максим, Гаврилов Евгений) - 26 часов 16 минут 26 секунд
4. «Сильвия – SiverSkiTeam» (Шабалин Олег, Степнов Анатолий) - 30 часов 47 минут 50 секунд
5. «TECSO» (Заводский Алексей, Просветов Роман) - 31 час 59 минут 35 секунд
6. «Северная лисица» (Разяпкин Александр, Медвецкий Евгений, Пилосьян Пётр) - 32 часа 50 минут 24 секунды
7. «Black Sea OK» (Дмитрий Сомов, Иван Захаров) – сошли на 72-ом километре, 28 часов 02 минуты 41 секунда
8. «BC Barenstein e.V.» (Екатерина Дитрих, Александр Херц Александ) – сошли на 30 километре, 11 часов 24 минуты 08 секунд

P.S. На финише нас любезно разместили на туристических ковриках и накормили сперва арбузом, а затем хлебом с чудеснейшим айраном. Мы дождались команду (Разяпкин, Медвецкий, Пилосьян), сфотографировались, погрузились в джип и поехали в Терскол. Впереди нас ждал горячий душ, вкусный ужин и больше никакой беготни:)

P.P.S. На следующий год если планы позволят, если всё будет нормально и если гонка будет проводиться, то попробую свои силы вновь, зная трассу и имея опыт, можно будет рассчитывать на более высокий результат:))

P.P.P.S. За фотки сильно не бейте, всё снимал на мыльницу  Nikon Coolpix AW 100. Ещё я снимал видеоролики, пока не знаю что с ними делать, может быть позже соображу и выложу ещё и видео. Так же ещё надеюсь на то, что появятся фотографии от организаторов, так или иначе тема ещё не закрыта, будут дополнения.

P.P.P.P.S Если у кого-то есть вопросы по отдельным участком трассы, по лагерям, заброскам, питанию, снаряжению, любые вопросы по гонке, то оставляйте их в комментах. Думаю, что можно будет даже сделать отдельный пост с ответами, если конечно это вообще кому-то интересно:)

P.P.P.P.P.S. Огромное спасибо организаторам за эти чудовищно интересные соревнования, заставить себя поработать в таком режиме без номера на груди было бы просто невозможно. Не забрасывайте этот проект, идея бегать вокруг Эльбруса - шикарная идея, надеюсь у вас всё получится!

<br>
Tags: elbrus mountain race, Горы планеты, Кабардино-Балкария, Кавказ, Карачаево-Черкесия, Приэльбрусье, Россия, Терскол, Эльбрус

• Лучшие кадры 2019 года.

Традиционно в канун Нового Года я выкладываю подборку лучших снимков из путешествий в этом году. Путешествий было не мало... Год начался в Красной…

• Восхождение на Айленд пик 2019. Видео

Тизер-видео о нашем восхождении на Айленд пик в октябре 2019 года. Айленд пик 6189 м., в непальских Гималаях в регионе Эвереста. Нам чертовки…

• Возобновить ЖЖ. Сделано!

Давненько меня здесь не было) Хотя, когда я открыл ЖЖ и посмотрел на дату последней записи, то обнаружил, что она была сделана в январе 2018…

• Лучшие кадры 2019 года.

• Восхождение на Айленд пик 2019. Видео

• Возобновить ЖЖ. Сделано!